Операции на открытом рынке (ООР)
В отличие от резервных требований операции на открытом рынке являются весьма гибким денежно-кредитным инструментом, и привлечение отдельных организаций осуществляется на добровольной, а не на принудительной основе. ООР могут проводиться часто и в любом объеме, в силу чего они являются полезным методом стабилизации резервных денег или краткосрочных процентных ставок. И они не представляют из себя налог на банки, поэтому являются более подходящей технологией для развития финансовой конкуренции. ООР могут проводиться как на первичном рынке благодаря новым выпускам краткосрочных государственных векселей или векселей Центрального банка, так и на вторичных рынках. Вторичные рынки обеспечивают большую гибкость для Центрального банка, но первичные рынки являются более распространенным каналом на начальных стадиях либерализации до того, как вторичные рынки получат достаточное развитие.
Обладая рядом преимуществ, на сегодняшний день в промышленно развитых странах операции на открытом рынке по частоте и объему использования являются основным инструментом монетарной политики.
Операции на открытом рынке обеспечивают гибкий механизм регулирования денежного предложения, поскольку в отличие от других инструментов они оказывают быстрое корректирующее воздействие на уровень ликвидности коммерческих банков, чем обуславливаются гибкость, практичность и оперативность в применении данного метода денежно-кредитного регулирования.
Важным отличием данного инструмента от иных средств регулирования, что также определяет его гибкость, является возможность его применения по мере необходимости и в любых количествах, поскольку при его воздействии на объем денежного предложения побочных эффектов, приводящих к негативным последствиям, не возникает. Способность реагировать на краткосрочные тенденции развития рынка, оказывать стабилизирующее воздействие на состояние денежного обращения и экономики в целом является особенностью данного инструмента.
Операции Центрального банка на открытом рынке
Государственные краткосрочные обязательства — основной вид государственных долговых обязательств — выпускаются на срок 3 месяца и не имеют купонов. ГКО реализуются преимущественно среди банков со скидкой от номинала, а выкупаются по полной нарицательной стоимости. Эмиссия и погашение государственных обязательств проводятся регулярно Центральным банком по поручению Министерства финансов. Из всех видов ценных бумаг ГКО считаются самыми ликвидными ценными бумагами, так как они обеспечены всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства.
На вторичном рынке важные различия существуют, с одной стороны, между операциями, которые впоследствии проводятся в обратном направлении (репа, своповые операции с иностранной валютой, залоговое кредитование) или используют ценные бумаги с очень коротким сроком погашения, и, с другой стороны, прямыми операциями с ценными бумагами с более продолжительными сроками погашения или с иностранной валютой.
Банковской системе нужны резервные деньги, потому что наличные деньги и свободные резервы, находящиеся в Центральном банке, являются конечным средством платежа. Физические лица и компании могут производить платежи в наличных деньгах, выпускаемых Центральным банком. Банкам, как правило, нужны банкноты, чтобы удовлетворить спрос клиентов на наличные деньги. Банкам также необходимо хранить свободные средства в Центральном банке для обеспечения расчетов, так как правительство и другие клиринговые банки обычно требуют оплату в резервных деньгах, которая не сопряжена с кредитным риском, а не перечислением остатков со счетов в коммерческом банке, что связано с кредитным риском. Расчет по платежам между банками, как правило, осуществляется перечислением средств на счета в Центральном банке. Ввиду того, что Центральный банк является единственным законным источником резервных денег, он оказывает мощное влияние на денежно-кредитную политику даже в условиях либерализационной финансовой системы.
Широкие категории операций на открытом рынке
Потребность банковской системы в остатках на счетах в Центральном банке имеет тенденцию к росту по мере прошествия времени, что отражает растущий спрос на наличные деньги ввиду того, что растут потребительские цены и реальные доходы. Увеличение долгосрочного спроса может быть удовлетворено Центральным банком через повышение объема обращающихся краткосрочных кредитов, либо через прямые периодические покупки долгосрочных ценных бумаг, либо через приобретение иностранной валюты.
Когда банковская система сталкивается с временным недостатком резервов (ликвидности), Центральный банк может:
- предоставлять банкам под залог кредиты с относительно коротким сроком погашения, скажем, до 30 дней;
- производить прямые покупки краткосрочных ценных бумаг;
- предлагать проведение операций репа, при которых Центральный банк покупает у банков ценные бумаги (с любым сроком погашения) при условии их обратной продажи по конкретной цене в установленную дату, часто на следующий день;
- проводить краткосрочные своповые операции с иностранной валютой;
- покупать у банков иностранную валюту при условии ее обратной продажи по оговоренной цене (валютному курсу) в конкретную дату в недалеком будущем.
Когда банки сталкиваются с временным избытком резервов, Центральный банк может:
- предложить банкам внести в Центральный банк краткосрочные депозиты под проценты;
- произвести прямую продажу векселей с очень коротким сроком погашения ( возможно, 3-4 дня);
- продать векселя с условием обратного выкупа в будущем;
- провести краткосрочные своповые операции с иностранной валютой; на начальном этапе Центральный банк продает иностранную и покупает отечественную валюту.
Если Центральный банк не знает, носит ли избыток или недостаток ликвидности в банковской системе временный характер, предпочтительными являются краткосрочная инъекция или нейтрализация ликвидности. Подобные операции автоматически достигают своего логического конца в ближайшем будущем и влияют на короткий отрезок кривой доходности, традиционной сферы операций в области денежно-кредитной политики.
При проведении любых ООР Центральный банк может ввести/нейтрализовать фиксированный объем ликвидности и предоставить возможность банковской системе определять процентную ставку (используя систему либо цены предложения, либо единой цены) или установить процентную ставку и позволить банкам определять объем ликвидности. В первом случае Центральный банк может пожелать установить лимит процентных ставок (нижний предел, если производится инъекция ликвидности, и верхний предел — при ее нейтрализации); и в последнем случае он может пожелать зафиксировать верхний предел объема вводимой/нейтрализуемой ликвидности. О данных лимитах необязательно сообщать заранее, однако их влияние на денежно-кредитную сферу будет большим, если банковская система будет их знать заблаговременно.
На практике, когда центральные банки предоставляют ресурсы банковской системе, большинство из них устанавливает цель в области цены, соответствующей ставке кредитования Центрального банка или, в зависимости от инструментов, связанной с ней ставке. Центральный банк рассчитывает, что банковской системе потребуется заимствовать достаточно большие суммы (на развитых рынках банковский сектор обычно является чистым заемщиком средств у Центрального банка), и поэтому процентная ставка Центрального банка становится нижним лимитом для кредитных ставок в широком смысле. В США процентная ставка за средства Федеральной резервной системы теоретически определяется рынком; однако на практике Федеральный резервный банк принимает решение на основе намеченной процентной ставки, какой объем ликвидности использовать в ООР, и участники рынка хорошо об этом знают, когда делают заявки в области процентных ставок. Процентная ставка за средства Федеральной резервной системы, как правило, поддерживается в рамках диапазона в 1 % или менее установленного ориентира.
В некоторых странах Центральные банки имеют возможность предоставлять ликвидность, используя тендер либо в области объема, либо процентной ставки. Выбор может зависеть от того, желает ли Центральный банк дать более сильный сигнал (установив процентную ставку) или получать информацию от коммерческих банков, основанную на их заявках о том, каким должен быть, по их мнению, приемлемый уровень процентных ставок. Если бы Центральный банк не давал рынку никаких сигналов, используя ООР, относительно того, какую процентную ставку он считает подходящей, например, если бы он строго придерживался правила количества денег, он все же мог бы обеспечить фиксацию верхнего лимита процентных ставок, установив процентную ставку за использование его постоянных механизмов кредитования.
Порядок размещения, обращения и погашения государственных краткосрочных облигаций определяется Положением об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных облигаций. В соответствии с данным положением участниками рынка облигаций выступают дилеры и инвесторы.
Дилер может заключать сделки от своего имени и за свой счет. Инвестором является любое юридическое лицо, не являющееся дилером, приобретающее облигации на правах собственности. При этом между дилером и инвестором заключается договор на обслуживание. Выполняя поручения инвестора, дилер рынка облигаций выполняет функции финансового брокера.
Все имеющиеся в распоряжении хозяйствующих субъектов и банков государственные краткосрочные облигации учитываются по счетам «депо» — лицевым счетам владельцев облигаций. Каждому дилеру в депозитарии открываются два счета «депо»:
счет «А» — счет для учета облигаций, принадлежащих дилеру;
счет «В» — счет, где суммарно учитываются все облигации, принадлежащие инвесторам. В одном банке инвестор может иметь лишь один счет «депо», однако на основании договоров на обслуживание с другими банками он может иметь счет и в других банках. К соответствующему счету «депо» дилера прикрепляется субсчет — торговый счет дилеров, по которому проводятся все операции по купле и продаже ценных бумаг. Все торговые операции осуществляются через торговую систему, в качестве которой может выступать биржа или инвестиционный институт, уполномоченный на это Центральным банком.
Однако несмотря на скорость и простоту подобные операции имеют недостатки. Наиболее существенный заключается в том, что они носят скрытый характер и могут быть несправедливыми. Операции Центрального банка влияют на банковскую систему по двум направлениям: изменяют объем ликвидности или свободные резервы в системе; дают сигнал в области цены, если банковская система видит, что Центральный банк вводит или нейтрализует ликвидность по определенному курсу. Если операция является скрытой, как в случае с одним контрагентом, то сигнальный эффект теряется.
В некоторых случаях это может устраивать Центральный банк, так как будут возникать (редкие) случаи, когда он будет стремиться воздействовать на банковскую систему скрытно, если, например, существует серьезный риск, что его действия могут быть истолкованы неверно и восприняты в качестве сигнала о других намерениях. Однако часть потенциального воздействия операции будет потеряна, если она носит скрытый характер. Более того, при подобных операциях контрагент Центрального банка обладает информацией о его деятельности (если только Центральный банк не проводит операции анонимно через брокера), которая неизвестна другим участникам банковской системы, и это может дать ему конкретное преимущество. Если бы Центральный банк начал регулярно проводить подобные операции с небольшой группой контрагентов, другие банки могли бы его заподозрить в несправедливом предпочтении ряда привилегированных банков и вследствие этого могли проявлять меньшую заинтересованность в активном участии в операциях на рынке.
Подобной ситуации можно избежать, используя плановые нерегулярные операции, проводимые на справедливой основе с определенной заранее группой участников, таких, как 50 крупнейших банков, или с первичными дилерами (как в США), или с клиринговыми банками. Например, Центральный банк может вывести на мониторы рынка объявление о том, что собирается выделить определенный объем ликвидности на некоторое количество дней по операциям репа (по существу, кредитный аукцион); или что он собирается выставить на аукцион некоторый объем краткосрочных казначейских векселей (или депозитов Центрального банка, по которым начисляются проценты) и предложить ограниченной (но всем известной) группе контрагентов делать заявки в течение следующих 30 минут. Результаты операции: объем сделок и процентная ставка могут быть опубликованы, как только станут доступными. Расчет, как правило, проводится в тот же день. (Проведение таких операций, конечно же, предполагает наличие адекватных коммуникационных систем.)
В Соединенных Штатах операции на открытом рынке, проводимые в целях тонкой настройки, не являются регулярными и плановыми и поэтому не проводятся в заранее определенное время. Другим примером данного типа операций являются «быстрые тендеры» в Германии, обеспечивающие ликвидность на 3-4 дня (с расчетом в день совершения сделки). Если в исключительных случаях банковская система располагает избыточными средствами, то Банк Англии также может объявить о проведении аукциона казначейских векселей с очень коротким сроком погашения (3-4 дня). При проведении операций на открытом рынке, как регулярных, так и нерегулярных, в ходе которых Банк Англии предоставляет ликвидность, он делает это по своей процентной ставке, применяемой для интервенции; а когда он забирает ликвидность, то использует для этого рыночную процентную ставку (т. е. фиксированный объем казначейских векселей продается по клиринговой рыночной ставке вместо предложения неограниченного объема по фиксированной ставке). Однако это различие не носит универсального характера; некоторые центральные банки устанавливают процентную ставку, когда собирают ликвидность и когда ее вводят.
Операции с иностранной валютой
Операции с иностранной валютой, проводимые в целях осуществления денежно-кредитной политики, как правило, относятся к категории нерегулярных операций, отчасти потому, что положение Центрального банка на рынке иностранных валют довольно сильно отличается от его привилегированного положения на внутренних рынках; банк подвержен расчетному риску при проведении операций с иностранной валютой — риску, которого он может избежать на внутренних рынках, — и поэтому проявляет другое отношение к своим контрагентам. В Швейцарии операции с иностранной валютой играют особенно большую роль в качестве инструмента денежного рынка, используются они и в Германии. Также они широко применяются в развивающихся странах и странах, находящихся на стадии переходного периода, в которых внутренние рынки иностранных валют менее развиты, хотя, конечно же, их использование зависит, прежде всего, от наличия иностранных резервов.
Как прямые операции с ценными бумагами могут повлиять на их цену на вторичном рынке, так и прямые операции с иностранной валютой — на обменный курс. Поэтому предпочтительнее могут быть своповые операции или репа (средства в иностранной валюте могут использоваться для своповых операций, а ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте, — в операциях репа). Определение цены своповой операции в идеале следует основывать на курсе интервенций Центрального банка, который применяется и для других операций.
Сделать закладку: