Поиск по сайту:



Добавить в социальную сеть:

Работа на дому статьи

Основы кредитно-денежного регулирования

Основной целью реформ в области денежно-кредитной политики является создание необходимых условий для преодоления кризиса и оздоровления национальной экономики через последовательное снижение уровня инфляции, создание предпосылок для стабилизации производства. Мало проводить жесткое регулирование сферы обращения и стремиться к устранению избыточного совокупного платежеспособного спроса, — нужно разрабатывать и осуществлять крупные целевые инвестиционные программы, позволяющие ликвидировать диспропорции в экономике, а, следовательно, и причины, порождающие инфляцию.

Искусственное подавление инфляции, без вскрытия причин, ее порождающих, может загнать вглубь истинные ее корни, которые впоследствии могут привести к ее возрождению.

Макроэкономическая стабилизация есть жизненно необходимый этап создания соответствующих условий и предпосылок для оживления экономики и ее структурных преобразований, активизации инвестиционной деятельности, увеличения числа рабочих мест, роста реальных доходов населения. Стабилизационная политика — это прежде всего целенаправленная программа по поддержанию макроэкономического равновесия, по недопущению обвального спада производства и массовой безработицы, обеспечению управляемого уровня инфляции и денежной массы, сохранению платежного баланса.

Страны, осуществляющие программы мероприятий по корректировке экономики, обычно отличаются высоким уровнем инфляции, медленным экономическим ростом и неравновесием внешнего баланса. В значительной степени эти проблемы могут быть следствием нежелательных процессов движения денежных агрегатов. Цель денежно-кредитной политики состоит в том, чтобы рост ликвидности внутри страны соответствовал целям ее правительства в отношении экономического роста, инфляции и платежного баланса. В этом контексте меры контроля денежных агрегатов играют в программах мероприятий по корректировке экономики особо важную роль.

С точки же зрения стратегии стабилизации экономики основная роль денежно-кредитной политики состоит в предотвращении чрезмерных расходов. Однако в более широком смысле финансовая политика самым существенным образом определяет степень эффективности использования ресурсов в экономике, оказывая влияние на мобилизацию и использование финансовых средств.

Инструменты кредитно-денежной политики

Для проведения денежно-кредитной политики необходимо установить связь между инструментами этой политики, которыми пользуется правительство страны, и целями этой страны в отношении экономического роста, инфляции и платежного баланса. Нередко вместо того, чтобы установить непосредственную связь между инструментами и целями, рассматривается промежуточная цель, например, деньги или кредит. Использование промежуточной цели дает возможность осуществить двухэтапный процесс, в ходе которого особое внимание обращается на определение надлежащего размера денежной массы и на использование инструментов денежно-кредитной политики с тем, чтобы денежные агрегаты не превышали этот размер.

Инструменты денежно-кредитной политики могут быть разделены на два основных типа:

  1. прямого контроля: к ним относятся меры прямого контроля за ценами финансов (процентные ставки) или за их количеством (депозиты или кредиты) в финансовых институтах; используются они преимущественно для регулирования банковских систем;
  2. косвенные инструменты: последние влияют на поведение финансовых институтов при помощи рыночных механизмов, воздействуют первоначально на баланс самого Центрального банка или на цену (процентные ставки) финансовых механизмов Центрального банка; используются они преимущественно в финансовых системах, проходящих стадию либерализации, или свободных.

Инструменты прямого регулирования

Инструменты прямого контроля, как правило, имеют форму директив, издаваемых Центральным банком в целях контроля количества или цены (процентная ставка) денег, депонированных в коммерческих банках, и предоставленных ими кредитов. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов являются примерами количественного контроля. Максимальные размеры ставок по кредитам или депозитам являются примерами мер контроля в области процентных ставок.

Преимущества мер прямого контроля заключаются в следующем:

  • они могут являться эффективным способом для Центрального банка, позволяющим контролировать цену или максимальный объем депозитов или кредитов, в особенности в условиях временного кризиса;
  • они могут представлять наиболее эффективный или осуществимый подход в условиях недостаточно развитых финансовых рынков или недостаточной технической способности Центрального банка осуществлять косвенный монетарный контроль.

Вместе с этим существует ряд недостатков мер прямого контроля:

  • индивидуальные меры контроля, применяемые к каждому банку, сдерживают конкуренцию на финансовых рынках, от которой могли получить преимущества как заемщики, так и депоненты. Например, конкуренция позволила бы более эффективным банкам привлечь больше депозитов и увеличить кредитование, предлагая более высокие процентные ставки по депозитам и более низкие по кредитам;
  • селективные меры кредитного контроля — кредитный контроль за рядом банков, но не за привилегированными (например, за банками, осуществляющими кредитование определенных отраслей или регионов) — оказывают искажающее влияние на рынки. Более того, стоимость данных мер контроля для экономики не определена. Если правительство желает создать привилегированные условия для некоторых отраслей или экономических регионов, то ему будет выгоднее предоставить субсидию и отразить ее стоимость в своем бюджете. В этом случае финансовая стоимость субсидии может быть измерена соответствующим образом, а цели использования государственных средств будут очевидными для общественности;
  • меры прямого контроля содействуют оттоку финансовых ресурсов на неконтролируемые (так называемые «серые») рынки или за рубеж. Таким образом, со временем меры прямого контроля становятся менее эффективными по мере того, как кредиторы и лица, занятые сбережением средств, находят пути их обхода. Например, во все более открытой и интегрированной мировой финансовой системе компании и домохозяйства могут заимствовать средства за рубежом, обходя таким способом контрольные механизмы, действующие в их странах.

Косвенные инструменты

Важным аргументом в пользу финансовой либерализации является развитие системы, которая содействует эффективному распределению сбережений и кредитов в экономике. В денежно-кредитной сфере финансовая либерализация предполагает движение от мер прямого монетарного контроля к мерам косвенного контроля. Последние действуют благодаря тому, что Центральный банк контролирует цену или объем предложений своих обязательств — резервных денег, — которые, в свою очередь, могут оказать более широкое воздействие на процентные ставки, а также на количество денег и объем кредитования во всей банковской системе.

Операции на денежном рынке часто делят на три основных типа:

  1. резервные требования — простой инструмент, часто используемый в целях «черновой настройки»;
  2. операции на открытом рынке (ООР), которые проводятся по инициативе Центрального банка, но на условиях добровольного участия отдельных банков, входящих в банковскую систему; ООР могут проводиться на заранее объявленных торговых сессиях (которые могут включать аукционы) или в любое время по усмотрению Центрального банка;
  3. постоянные механизмы, к которым относятся механизмы заимствования или депонирования средств, создаваемые по инициативе банков (и иногда других финансовых учреждений) и действующие, как правило, в рамках лимитов, устанавливаемых Центральным банком; кредитование обычно осуществляется Центральным банком под залог.

Большинство Центральных банков в странах с развитой рыночной экономикой используют все три типа операций в сочетании. В широком смысле ООР и изменения уровня резервных требований являются основными инструментами, используемыми для осуществления денежно-кредитной политики. При этом намечается тенденция увеличивать роль ООР по мере развития рынков, потому что они являются более гибкими как в плане частоты проведения, так и масштаба, и в силу этого содействуют тонкой настройке денежно-кредитной политики. Также в отличие от резервных требований (предполагая, что проценты по ним начисляются не в полном объеме) ООР не являются налогообложением банковской системы. Как резервные требования, определяемые на основе усреднения, так и ООР могут использоваться в целях краткосрочного управления денежными средствами для сглаживания рыночных процентных ставок на ежедневной основе. В ряде развитых стран существует тенденция придавать возрастающее значение усреднению резервных требований, так как это позволяет банкам управлять своей ликвидной позицией на ежедневной основе. Постоянные механизмы, позволяющие банкам заимствовать средства у Центрального банка, являются своеобразным «защитным клапаном» и обычно создаются таким образом, чтобы не допускать их частого использования, хотя и устанавливают верхнюю границу рыночных процентных ставок.

Кредитная система развитых стран состоит из центрального, коммерческих банков и специализированных кредитно–финансовых учреждений.

Особое место в этой системе занимает центральный банк, главной задачей которого является управление эмиссионной, кредитной и расчетной деятельностью. Основные функции: разработка и реализация денежно – кредитной политики, эмиссия и изъятие из обращения денег (центральные банки наделены монопольным правом выпуска банкнот); хранение золотовалютных резервов страны; выполнение кредитных и расчетных операций правительства; оказание разнообразных услуг коммерческим банкам (хранение обязательных резервов, предоставление ссуд).

Особое положение центральных банков в кредитной системе проявляется в том, что они не имеют цель получения максимальной прибыли и не конкурируют в сфере бизнеса с коммерческими банками, не обслуживают население, предприятия – все это выполняют коммерческие банки.

Коммерческие банки – являются основой кредитной системы. Они могут быть универсальными и специализированными. Первые выполняют все банковские операции (от 100 до 300 видов). Вторые могут обслуживать определенную отрасль, сферу хозяйствования, группу клиентов, либо выполнять небольшое число операций.

К таким банкам относятся:

×          инвестиционные – специализирующиеся на аккумуляции денежных средств на длительные сроки и предоставлении долгосрочных ссуд;

×          ипотечные – осуществляют кредитные операции по привлечению и размещению средств на долгосрочной основе под залог недвижимого имущества.

К специализированным кредитно – финансовым институтам относят сберегательные учреждения, страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные, лизинговые компании.

Путем кредитования банки способны создавать новые деньги. Каждый коммерческий банк имеет установленные законом обязательные резервы, размер которых определяет центральный банк. Он указывает, какой процент своих активов коммерческий банк должен иметь либо в виде вкладов в центральном банке, либо в виде кассовой наличности – этот процент является резервной нормой. Остальные денежные средства банк может использовать для приращения денег.

Предположим, человек вложил в банк 1000$, тогда балансовый отчет банка будут следующим:

АктивПассив
FR (Факт*Резервы) + 1000$Обязат. резервы (R)+100$Избыт. резервы (Е)+900$Депозиты+1000$

Фактические резервы (FR) банка А составляют 1000$

Норма обязательных резервов (R) установлена для всех банков в размере 10%. Следовательно, избыточные резервы (Е) составляют 90% (т. е. Е=FR-R). Таким образом, банк А создал 900$ дополнительных денег.

Если действующий субъект использовал полученную ссуду в 900$ для покупки сырья, то его поставщики переведут полученные деньги на свой счет в банк Б, баланс которого будет выглядеть следующим образом:

АктивПассив
FR+900$R+90$Е+810$Депозиты+900$

Таким образом, банк Б создал дополнительные деньги – 810$.

Теоретически, при норме резервов 10% каждый 1$, вложенный в банк, приведет к созданию 10$, т. е. имеет место мультипликация:

где т – банковский мультипликатор, который показывает, сколько новых банковских долларов создает банковская система, при поступлении в нее одного дополнительного доллара депозита.

Запрещено копировать без ссылки на сайт

 
Сделать закладку: