Поиск по сайту:



Добавить в социальную сеть:

Работа на дому статьи

Введение в экономическую теорию

Экономическая теория является одной из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и всех образованных людей.

Объясняется это тем, что изучение экономической теории — это реализация объективной необходимости познания мотивов хозяйственной деятельности людей, законов хозяйствования во все времена — от Аристотеля и Ксенофонта до сегодняшних дней.

В прошлом веке А. С. Пушкин, которому Николай I поручил продумать принципы воспитания молодежи, прежде всего, высказался против домашнего образования, а в числе обязательных к изучению наук назвал политическую экономию.

В конце XIX в. Н. Бунге в книге «Основание политической экономии»; отмечал, что политическая экономия не существует у тех народов, которые стоят на низкой ступени развития.

Сегодня интерес образованных людей к экономической теории не только не иссяк, но даже возрастает. И объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире. Видный американский ученый П. Самуэльсон назвал экономическую теорию королевой наук. Лауреат Нобелевской премии М. Фридман писал, что экономика — очаровывающая наука, она удивительна тем, что ее фундаментальные принципы очень просты и могут быть записаны на одном листе бумаги, тем не менее их понимают немногие. Данная наука, отражающая сложный мир хозяйствования, требует от изучающих ее, по словам известного специалиста по истории экономической мысли А. Хейльброннера, «выносливости верблюда и терпения святого».

Выпускники высших учебных заведений в современных условиях должны уметь разбираться в широком круге экономических вопросов, оценивать консервативные и позитивные тенденции общественного развития, чтобы самостоятельно определить свою позицию в преобразованиях и быть готовыми к практической деятельности. Решить эту задачу — призван ряд курсов общественных наук, в том числе и курс экономической теории. П. Самуэльсон в известном всему миру учебнике «Экономикс» писал, что человек, который систематически не изучал экономическую теорию, подобен глухому, пытающемуся дать свою оценку музыкальному произведению.

Глубокий кризис всех сторон жизни общества не мог не отразиться и на современном состоянии экономической науки. Ее кризис как частной формы проявления общего кризиса естествен, поскольку экономическая теория есть отражение экономической жизни общества. Как свидетельствует история развития экономической теории, именно экономические кризисы всегда служили мощным толчком ее развития. Так, теория «экономике» А.Маршалла появилась и получила широкое распространение после кризиса 1872 г. и последовавшей за ним двадцатилетней депрессии, кейнсианство — после кризиса 1929-1933 гг. и последующей депрессии, монетаризм — после кризисных явлений 60-70-х годов и т. д.

Несостоятельность сложившихся в экономической теории взглядов и представлений о мире, кризис современной экономической мысли — это не локальное явление, а общемировая тенденция XX в., которая отмечается многими выдающимися умами. Так, Дж. Гэлбрейт писал: «Экономикс, оставаясь в узких рамках рыночного микро- и макроанализа, перестает быть наукой и превращается в консервативно используемую систему верований, претендующих на наименование наукой». Русские ученые Н. Д.Кондратьев, В.И.Вернадский, А.А.Богданов, Е.Е.Слуцкий, Л.Н.Гумилев и другие также доказывали необходимость пересмотра наших представлений о мире.

Нельзя не отметить, что накопление догм представляет собой неизбежное явление в любой науке. Догма — это бесполезная истина. То, что было истиной в процессе познания на одном этапе движения мысли, на другом этапе абсолютизируется, становится аксиомой с застывшим содержанием и является уже бесполезным. Но жизнь меняется, меняются и наши представления о жизни, тогда и возникает потребность в новых концепциях, новых подходах, новой парадигме, требующих изменения самого хода общественной мысли. Новая теория предстает как непосредственная реакция на кризис.

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока — колыбели мировой цивилизации. Древнеиндийские «Законы Ману» (IV-III в. до н. э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения. В трудах древнекитайских мыслителей, среди которых особенно выделялся Конфуций (551-479 гг. до н. э.), указывалось на различия в умственном и физическом труде, причем первый объявлялся монополией «высших» слоев, а второй — уделом «простолюдинов» основную массу которых составляли рабы. Интересно, что уже в то время, например, в трудах китайского философа Сюнь Цзы (III в. до н. э.), высказывалась мысль о том, что все люди равны от рождения, что «накопленным богатством» должны пользоваться все и что люди из народа должны иметь право частной собственности на землю. А поэтому уже тогда раздавались призывы к освобождению рабов-земледельцев и рабов-ремесленников.

Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей: Ксенофонта (430-354 гг. до н. э.), Платона (427-347 гг. до н. э.), Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) — можно охарактеризовать как теоретически исходные пункты современной экономической науки, например, идея о полезности как основе ценности хозяйственных благ, правильного обмена хозяйственных благ, обмена эквивалентов и т. д. В связи с тем, что в условиях рабовладения физический труд считался занятием, неприличным для свободного гражданина, поэтому и продукт тогда оценивался только с точки зрения его полезности, а не труда.

Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима: Катона Старшего (234-149 гг. до н. э.), Варрона (116-27 гг. до н. э.), Лукреция Кара (99-55 гг. до н. э.), Калумеллы (I в. н. э.), Сенеки (2-65 гг. н. э.) — являлись своего рода развитием экономической мысли Древней Греции. Здесь также обосновывается необходимость рабства, но уже находят свое отражение упадок и разложение рабовладения. Так, Сенека, утверждавший, что все люди по природе равны, осуждал рабство. Он писал: «Они рабы. Но они люди». Сенека выступал против ростовщичества, хотя сам через вольноотпущенников занимался ростовщичеством и был очень богат. Его идеи оказали влияние на христианство, которое в свою очередь ознаменовало собой коренной переворот в общем взгляде на хозяйственную деятельность. Оно объявило самый простой хозяйственный труд необходимым и святым делом. Апостол Павел завещал: «Если кто не хочет трудиться, тот не ешь». Принцип справедливой цены, социальной, а не индивидуальной оценки продуктов труда, понятия собственности, богатства и многие другие экономические проблемы в той или иной степени изложены в христианском учении.

Но все эти взгляды даже в совокупности не представляют собой систематизированного учения об экономике, хотя термин «экономия» (от греческих слов: «ойкос» — дом, хозяйство и «номос» — учение, закон) впервые был введен в научный оборот Аристотелем, изучавшим рабовладельческие хозяйства.

В настоящее время этот термин получил широкое распространение, но уже в несколько измененном виде. Сегодня под экономией обычно понимают сокращение затрат, бережливость при расходовании каких-либо ресурсов. Производным от греческого слова oikonomiya — искусство ведения домашнего хозяйства — явился термин «экономика», который в современных условиях используется в различных значениях:

  1. хозяйство района, региона, страны, группы стран или всего мира (например: мировая экономика, экономика России, экономика Дальневосточного региона, экономика Самарской области, экономика города Тольятти и т. д.);
  2. научная дисциплина, занимающаяся изучением народного хозяйства в целом, некоторых условий и элементов производства (народонаселения, труда, управления и т. д.), отдельных отраслей (промышленности, машиностроения, сельского хозяйства, животноводства, образования и т. д.);
  3. исторически определенная совокупность экономических отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена, потребления и образующих определенную экономическую систему.

Как наука, т.е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения внешних и внутренних рынков, интенсификации денежного обращения. Экономическая наука откликается на эти процессы появлением меркантилизма.

Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства (и в этом их заслуга, ибо они заговорили об этом первыми). Но трактовали они этот вопрос неправильно, ибо источник богатства выводили из сферы обращения, а само богатство отождествляли с деньгами. Отсюда и название данного учения, ибо «меркантильный» в переводе означает «денежный». Меркантилисты были представителями торговцев и выражали их интересы.

Идейно близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на защиту, ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем введения таможенных барьеров, ограничения проникновения в страну иностранных товаров и капиталов.

Наиболее известными представителями меркантилизма были Т. Ман (1571 -1641), А. Монкретьен де Ваттевиль (1575-1621), Г. Скаруффи (1519-1584), Д. Норе (1641 — 1691), Д. Юм (1711 -1776).

Особую популярность среди меркантилистов имели Томас Ман и Антуан Монкретьен де Ваттевиль.

Томас Ман — английский экономист, став купцом и нажив солидное состояние, передал свой опыт в двух небольших сочинениях: «Рассуждение о торговле в Англии с Ост-Индией» и «Богатство Англии во внешней торговле, или Баланс нашей внешней торговли как результат нашего богатства». В то время торговля и обращение денег играли настолько большую роль, что слова «торговля» и «экономика» считались почти синонимами. Т. Ман главным видом капитала считает торговый капитал, богатство олицетворяет с денежной формой, а источником обогащения признает торговлю, в которой вывоз товаров преобладает над ввозом, что приносит приращение капитала, богатство.

Антуан Монкретьен де Ваттевиль — поэт, мятежник, дуэлянт — прожил бурную, полную приключений жизнь, подобно героям романа А. Дюма «Три мушкетера» был осужден как государственный преступник, по приговору суда его труп был сожжен, а пепел развеян по ветру. Но в историю он вошел как яркий представитель меркантилизма во Франции, который обессмертил свое имя тем, что ввел в научный оборот термин «политическая экономия». С выходом в свет его книги «Трактат по политической экономии» (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась как политическая экономия. Первая часть данного термина произошла от греческого слова «политейя», что означает «государственное устройство». Следовательно, «политэкономия» дословно переводится как «законы хозяйствования в рамках государства» (не в отдельном рабовладельческом или городском хозяйстве, как у Аристотеля, а именно в государстве в целом). Появление данного термина в это время не случайно, оно обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле. Последняя, по мнению Монкретьена, является источником прибыли, «главной целью различных ремесел» и лучшим способом обретения государством могущества. Разницу между богатством и благосостоянием А. Монкретьен определял так: «Не обилие золота и серебра… делает государство богатым, но наличие предметов, необходимых для жизни…» Он был противником роскоши, которая, по его словам, «для государства чума и роковое разорение».

Учение Уильяма Петти (1623-1686) является как бы переходным мостиком от меркантилистов к классической (подлинной) науке — политической экономии. Его работы — «Трактат о налогах и сборах» (1662), «Слово мудрым» (1665), «Политическая арифметика» (1676), «Кое-что о деньгах» (1682). Последняя работа оценена Ф. Энгельсом как шедевр политической экономии. Заслуга У. Петти в том, что он впервые объявил источником богатства труд и землю. Известно его изречение: «Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля — его мать».

Новый этап в развитии политической экономии представлен физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев. Это название в переводе с греческого дословно означает «власть природы». Главным представителем и основателем этого направления был Франсуа Кенэ (1694-1774). Он родился в семье землевладельца, получил отличное медицинское и юридическое образование, был придворным врачом Людовика XV, пользовался покровительством мадам Помпадур. В возрасте 52 лет вслед за научными работами по медицине Ф. Кенэ написал главный свой труд по политической экономии «Экономические таблицы» (1758), в котором была предпринята гениальная попытка анализа общественного воспроизводства с позиции установления определенных балансовых пропорций между натуральными и стоимостными элементами общественного продукта. Ф. Кенэ опроверг учение меркантилистов о том, что обмен создает богатство; источником богатства он объявил не просто труд в земледелии, а именно превышение продукта произведенного над потребленным в сельском хозяйстве. Ограниченность его учения в том, что источником богатства считался труд только в земледелии. Вокруг Ф.Кенэ группировался ряд его талантливых учеников и сторонников: В. Р. Мирабо-старший (1715-1789), Дюпон де Немур (1739-1817), Анн Тюрго (1727-1781).

Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823).

Адам Смит родился в апреле 1723 г. в маленьком шотландском городке Керколди в семье главного контролера королевской таможни. Он получил хорошее образование, окончил два университета, приобрел фундаментальные знания по философии, политическим наукам, математике, астрологии, юриспруденции, социологии и экономике. Его первая книга — «Теория нравственных чувств».

А. Смит вошел в историю экономической мысли как основоположник классической политической экономии. В возрасте 44 лет он решил исполнить грандиозный и даже чудовищный, по выражению некоторых биографов, план — дать миру теорию социально-экономического устройства. Через 10 лет полного отшельничества он выпускает книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1777). В этой книге систематизирована вся сумма накопленных к тому времени экономических знаний. Основная идея в учении А. Смита — идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Эти экономические регуляторы он называл «невидимой рукой». А. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, возвысил роль производительного труда как создателя стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения его производительности, создал учение о доходах, четко сформулировал принципы налогообложения и многое другое. Его исследование стало как бы библией для ученых-экономистов Запада.

Давид Рикардо родился в семье богатого коммерсанта. С 1793 по 1812 г. занимался коммерческой деятельностью, чем нажил миллионное состояние, затем, став крупным землевладельцем, посвятил себя научной работе. Он продолжил разработку теории А. Смита, преодолев некоторые недостатки его учения. Главный его труд «Начала политической экономии и налогового обложения» (1809-1817). Он показал, что единственным источником стоимости является только труд рабочего, который и лежит в основе доходов различных классов, а прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего; сформулировал законы обратнопропорциональной зависимости между заработной платой и прибылью и указал на тенденцию к понижению нормы прибыли; раскрыл механизм дифференциальной ренты. Его учение легло в основу теории английского утопического социализма.

На ошибки классической школы политэкономии неоднократно указывали русские экономисты в конце XIX — начале XX в. Так, В. Я. Железнов писал, что классическая школа облекла свои положения в абсолютную форму, считала свои теоретические выводы пригодными для объяснения хозяйственных явлений всех времен, стран и народов, а свои принципы (эгоистические интересы и свободная конкуренция) — вечными постулатами для создания нормального строя экономических отношений. Крупным недостатком классической политэкономии было игнорирование роли государства в хозяйственной жизни.

Определенным этапом в эволюции мировой экономической мысли стали труды швейцарского экономиста и историка Жана Шарля Леонара Симона де Сисмонди (1773-1842). Он учился в Женевском университете. Жил во Франции, Великобритании, Италии. Главный его труд — «Новые начала политической экономии» (1819). Он выступал с критикой экономического механизма капиталистического общества. В центр экономического учения Сисмонди ставил распределение, от которого зависят потребление и производство. Считал, что политическая экономия призвана быть наукой совершенствования социального механизма ради счастья человека.

Идею создания будущего общества, каждый в своем понимании, выдвинули французские социалисты-утописты Анри Клод Сен-Симон (1760-1825), Шарль Фурье (1772- 1837) и английский — Роберт Оуэн (1771 -1858).

Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс и Фридрих Энгельс создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизм.

С именем К.Маркса (1818-1883) связана попытка построить общество без частной собственности на средства производства, опираясь на экономику государственного типа, регулируемую из центра. Его главный труд — «Капитал» (1867), сделавший его одним из величайших экономистов мира. Главные заслуги К. Маркса: создано учение об общественно-экономических формациях, причинах их смены; раскрыты законы развития капитализма, его внутренний источник самодвижения — противоречия, исторически преходящий характер капитализма как формации; разработаны теории воспроизводства и экономических кризисов, цены производства; создано учение о двойственном характере труда, воплощенного в товаре, противоречиях товара, о прибавочной стоимости; раскрыта сущность абсолютной ренты, сущность наемного труда, дана общая характеристика капиталистической эксплуатации.

Развитие экономической мысли в Центральной Азии связано с именами таких всемирно известных ученых, как Фараби, Ибн Сина, Беруни, Юсуф Хас Ходжиб, А. Навои и др.

В их произведениях экономические идеи еще не отделились от философских и всей совокупности общественных знаний, но представляют значительный интерес.

В воззрениях Фараби и Ибн Сины центральное место занимало учение о потребностях человека. По мнению Фараби (870-950), материальные потребности людей являются первопричиной формирования общества.

Абу Али ибн Сина (Авиценна) (980-1037) — один из выдающихся мыслителей средневековья, величайший ученый-энциклопедист и гуманист — известен прежде всего своими трудами в области медицины, однако его интересовали и экономические вопросы. Наиболее любопытны его рассуждения о балансе доходов и расходов в рамках не только семьи, но и города и государства. По его мнению, необходимо достижение сбалансированности доходов и расходов с учетом выделения средств для образования резервов на случай стихийных бедствий или войны.

Абу Райхан Беруни (973-1048) — современник Ибн Сины, один из крупнейших ученых-энциклопедистов. В своих трудах, исходя из объективного фактора взаимодействия человека с окружающим его миром, он показал решающее значение труда для человека. Беруни развил учение Фараби и Ибн Сины об экономических факторах формирования общества.

Заслуга Беруни в развитии экономической мысли Центральной Азии заключается в том, что он впервые исследовал происхождение денег, показав, что оно связано с возникновением потребностей в обмене продуктами труда.

Значительную роль в области экономических знаний сыграл Юсуф Хас Ходжиб — видный поэт и мыслитель XI в. Свои экономические взгляды он изложил в книге «Знание, дарующее счастье» (1069). Подчеркивая роль труда в развитии общества, Ходжиб обратил внимание на важность вопросов разделения труда и отметил особенности и характер материальных благ. Кроме того, он дал четкое определение функций денег.

Дальнейшее развитие экономической мысли Востока особенно характерно для эпохи правления Амира Темура и Темуридов, что связано во многом с именем Алишера Навои (1441 -1501) — великого узбекского поэта и мыслителя, ученого-энциклопедиста и государственного деятеля. Из 22 произведений Навои, содержащих его экономические идеи, особый интерес представляют «Вахфийя» и «Муншаот», в которых изложены основные мысли о социально-экономическом устройстве общества. Отмечая роль труда в создании богатства, ученый считал, что «богатство — это благо только в том случае, если им пользуется весь народ». По его мнению, источником обогащения государства являются налоги, поэтому он высказывался за установление справедливой налоговой системы. Значительное место в произведениях Навои уделялось и финансам государства. В историю экономической мысли Центральной Азии вошли также произведения Абдуррахмана Джами (1414-1492), Бабура Захиреддина Мухаммеда (1483-1530), Мирзы Бедиля (1644-1721), Азади (1700-1760), Махтумкули (1733-1782) и др.

К числу современных принято относить экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX — начале XX в. Они представлены широким разнообразием позиций, взглядов, концепций. Если попытаться как-то обобщить их, то можно выделить следующие главные направления современной экономической мысли:

  • неоклассическое;
  • кейнсианское;
  • институционально-социологическое.

Неоклассическое направление возникло в конце XIX в. как реакция на экономическое учение К. Маркса, как его критическое осмысление и сформировалось как теория маржинализма. Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы Карл Менгер (1840-1921), Фридрих фон Визер (1851 — 1926), Эйген фон Бем-Баверк (1851 — 1914), а также английский экономист Уильям Стенли Джевонс (1835- 1882).

Маржинализм (в переводе с английского — «предельный») — это теория, представляющая экономику как систему взаимосвязанных хозяйствующих субъектов и объясняющая экономические процессы и явления исходя из новой идеи использования предельных (max и min) крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Главные категории в этом направлении: предельная полезность, предельная производительность, предельные издержки и др. Маржинализм опирается на количественный анализ и использует экономико-математические методы и модели, в основе которых лежат субъективные оценки.

Одним из широко известных теоретиков математической школы является Леон Вальрас (1834-1910), швейцарский экономист, разработавший модель общего экономического равновесия, которая имеет в своей основе анализ спроса и предложения и содержит ряд систем уравнений.

На западе современная экономическая теория, известная под названием «экономике», представляет собой попытку синтезировать классическую политическую экономию и маржинализм.

Впервые курс «Экономикс», сменивший курс политической экономии классической школы Дж. С. Милля, читался в 1902 г. в Кембриджском университете А. Маршаллом (1842-1924). В 1890 г. вышла его книга «Принципы экономике», которая переведена на русский язык под названием «Принципы политической экономии». И здесь нет ошибки, так как А. Маршалл под термином «экономике» подразумевал политическую экономию. Последний перевод этой работы озаглавлен «Принципы экономической науки» (М.: 1993).

Появление термина «экономике» не случайно. Во-первых, это объясняется рационализмом американцев, их склонностью к сокращениям. Во-вторых, поскольку экономический кризис в конце XIX столетия и почти двадцатилетняя депрессия показали несостоятельность государственного вмешательства в экономику, А. Маршалл, воспевавший идею свободной конкуренции и рынка, не мог не выдвинуть идею ограничения роли государства в рыночной экономике, что и получило отражение в новом термине, в котором исчезла первая часть прежнего названия.

Сегодня многочисленные учебники по экономической теории выходят в свет именно под этим названием. В последнее время наиболее популярным считается учебник П. Самуэльсона «Экономикс», впервые опубликованный в 1948 г. и выдержавший более 13 изданий. Его автор подчеркивает, что «экономическая теория, или политическая экономия, как ее обычно называют, тесно соприкасается с социальными науками, экономикой домоводства, управлением предприятием, но имеет свой предмет».

Таким образом, «экономикс» и «политическая экономия» в англо-американской литературе рассматриваются как синонимы.

В нашей экономической литературе до недавнего времени термин «экономикс» рассматривался как символ буржуазной экономической науки, отрицания которой требовали не только чрезмерная идеологизация, основанная на классовом подходе к экономическим проблемам, но и практика хозяйствования административно-командной системы.

При более внимательном изучении данного курса его можно определить как многозначное понятие, характеризующее:

  1. специальную науку о принципах рыночного функционирования экономики на микро- и макроуровнях;
  2. науку, носящую более прикладной характер по сравнению с марксистской политической экономией, имеющей более абстрактный характер;
  3. цикл учебных дисциплин в вузах США и Западной Европы, включающий также экономическую историю, историю экономических учений и ряд спецкурсов по экономическим проблемам.

Это служит основанием для ряда политэкономов и сегодня разграничивать предмет политической экономии и экономике.

Изменение в нынешних условиях названия учебной дисциплины «Политическая экономия» на «Экономическую теорию» не означает отказ от политической экономии как науки, как представляют это себе некоторые экономисты, объясняя порой такую необходимость тем, что «политическая экономия сегодня давно перестала быть наукой, а превратилась в шаманологию».

Появление термина «экономическая теория» вызвано объективными причинами. Изучая мировой опыт преподавания экономике, мы видим, что в XX в. произошло углубление разделения знаний по экономике. Это привело к появлению таких учебных курсов, как «Национальная экономика», «Глобальная экономика», «Социальная экономика», «Экономика благосостояния», «Институциональная экономика», «Макро- и микроэкономика» и др. Выделение «Экономической теории» в отдельный курс обусловлено необходимостью понимания особенностей предмета данной учебной дисциплины и ее значения в экономическом образовании современного человека.

Проявлением другой крайности является желание во что бы то ни стало сохранить термин «политическая экономия», и хотя в этой позиции имеется достаточно серьезная аргументация, ошибочно воспринимать изменение названия учебной дисциплины как отказ от науки. Эволюция терминов «экономика», «политическая экономия», «экономикс» и «общая экономическая теория» обусловлена историческими причинами, но по существу они являются названием одной и той же постоянно развивающейся науки, исследующей экономические явления, процессы хозяйствования на различных уровнях и во взаимосвязи и взаимозависимости. Меняются акценты, подходы, но наука остается все той же — наукой об экономической жизни отдельных людей, групп и общества в целом. Развитие любой отрасли знаний, в том числе и знаний по экономике, представляет собой последовательную смену научных направлений, в ходе которой происходит пересмотр базовых теоретических понятий.

Неоклассическое направление господствовало в мировой экономической мысли до 30-х годов XX в. Кризис и Великая депрессия показали неспособность свободной конкуренции решить все социально-экономические проблемы общества, в связи с чем появляется новое экономическое учение — кейнсианство. В 70-80-х годах, когда чрезмерное вмешательство государства в экономику стало тормозить развитие общественного производства, неоклассическое учение снова становится актуальным и остается таковым по настоящее время. В западной экономической литературе это направление получило название «новый классический экономике».

Сегодня неоклассическое направление экономической науки представлено теориями монетаризма и неолиберализма.

Монетаризм — теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Монетаристы сводят управление экономикой прежде всего к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и в запасах, достижению сбалансированности государственного бюджета и установлению высокого кредитного банковского процента.

Американский ученый-экономист Милтон Фридмен (род. в 1912) — один из крупнейших авторитетов в современной экономической науке, признанный глава «новой монетаристской школы», лауреат Нобелевской премии по экономике за 1976 г. Его экономические советы использовались в Чили во времена правления Пиночета и в экономической политике Р. Рейгана в США. На обложке книги М. Фридмена «Свобода выбора» Рейган написал: «Ее нужно прочитать всем, кто заинтересован в будущем Америки». По мнению М. Фридмена, все крупнейшие экономические потрясения объясняются последствиями денежной политики, а не нестабильностью рыночной экономики, поэтому государство должно как можно меньше и осторожнее вмешиваться в рыночные отношения.

Неолиберализм — течение, согласно которому необходимо сокращать (свести к минимуму) вмешательство государства в экономику (принцип классической политической экономии А. Смита), ибо только частное предпринимательство способно вывести экономику из кризиса и обеспечить ее подъем и благосостояние населения. Отсюда важно предоставление максимально возможной свободы в хозяйственной деятельности предпринимателям и торговцам.

Главными теоретиками концепции экономического либерализма XX в. являются американский экономист австрийского происхождения Людвиг фон Мизес (1881 -1973) и его блестящий ученик Фридрих фон Хайек (1899-1992).

По мнению Л.Мизеса, социализм, т. е. централизованно управляемая экономика с регулируемым правительством рынком, долго просуществовать не может, ибо при этом цены не отражают спроса и предложения, не служат указателем, в каком направлении следует развиваться производству. «Регулируемая экономика социализма», по словам Мизеса, превращается в царство произвола составителей плана, планируемым хаосом, а единственно разумной экономической политикой может быть лишь либерализм. Абсолютными основаниями цивилизации, по его мнению, являются разделение труда, частная собственность и свободный обмен. Главными работами Л. Мизеса являются: «Либерализм», «Человеческие действия: трактат об экономике», «Основания экономической науки: очерки методологии» и др.

Фридрих фон Хайек, английский экономист немецкого происхождения, лауреат Нобелевской премии по экономике за 1974 г., в своей книге «Дорога к рабству» доказывает, что отказ от экономической свободы и рыночного ценообразования ведет к диктатуре и экономическому рабству, а также утверждает превосходство рыночной системы хозяйства над смешанной и «командной» экономикой, объявляет капитал вечной категорией, отрицает существование эксплуатации при капитализме, подчеркивает, что социалистические идеи государственной экономики обречены на полный провал и губительны по своей природе.

Основываясь на теории неолиберализации, немецкий теоретик, государственный и политический деятель ФРГ Людвиг Эрхард (1897-1977) создал собственную теорию социально ориентируемого рыночного хозяйства и воплотил ее на практике. Основные положения этой теории: необходимость свободной цены и свободной конкуренции, правильное соотношение спроса и предложения, равновесие экономики. При этом государство призвано гарантировать эти условия в рыночном хозяйстве и обеспечить социальную направленность в его развитии. Эта теория изложена в книге «Благосостояние для всех», опубликованной в 1956 г.

Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является лорд Джон Мейнард Кейнс (1883-1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием государственного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Дж. М. Кейнс — выходец из научной среды, его отец был английским ученым-экономистом. В течение нескольких десятилетий он вносил ряд новых идей в развитие экономики и политики первой половины XX в. Влияние Кейнса на общественное мнение оказалось самым сильным после А. Смита и К. Маркса. В его главном произведении «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) изложены его теория и программа государственного регулирования экономики. Эта теория получила широкое распространение в правосоциалистической литературе и приобрела многочисленных сторонников (У. Беверидж, С. Харрис, А. Хансен, Р. Харрод, Дж. Робинсон, А. Лернер и многие другие), оказав существенное влияние на экономическую политику ряда западных стран. Дж. Кейнс исследовал количественные функциональные аспекты закономерностей воспроизводства в условиях кризиса и гигантского уровня обобществления для того, чтобы с помощью государственного регулирования обеспечить меры бесперебойного функционирования экономики. Он сформулировал макроэкономический анализ (в отличие от микроэкономического подхода) взаимообусловленности совокупных показателей национального дохода, инвестиций, потребления, сбережений и др. Дж. Кейнс был объявлен «спасителем капитализма», а его теория провозглашена «кейнсианской революцией в политической экономии». Вместе с тем ряд теоретических положений Кейнс заимствовал из арсенала классической политической экономии А. Смита и Д. Рикардо, а также из экономической теории марксизма (в частности, из марксистской теории воспроизводства), что дало повод для утверждения о возможности «перебросить мост» между кейнсианством и марксизмом. Главной ключевой проблемой, по Кейнсу, является емкость рынка, принцип эффективного спроса, составной частью которого выступает концепция мультипликатора, общая теория занятости, предельная эффективность капитала и нормы процента.

Неокейнсианцы, к числу которых относится, в частности, английский экономист Джоан Робинсон (1902-1983), исходят из необходимости более полного учета факторов нестационарности, динамики экономических процессов.

Третьим направлением современной экономической теории является институционально-социологическое направление, представителями которого являются Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл, Дж. Гэлбрейт. Название концепции происходит от латинского слова institutum — установление, устройство, учреждение. Все ее сторонники рассматривают экономику как систему, где отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием экономических и внеэкономических факторов, среди которых исключительную роль играют технико-экономические факторы. Понятие «институт» трактуется очень широко: и как государство, корпорация, профсоюзы, и как конкуренция, монополия, налоги, и как устойчивый образ мышления, и как юридические нормы. В этом направлении экономической теории отмечаются недостатки капитализма: насилие монополий, издержки свободной рыночной стихии, растущая милитаризация экономики, отдельные пороки «общества потребления» (такие, как бездуховность, и т. д.).

Данное направление теоретической экономики появилось в начале XX в. как реакция на распространение маржинализма, ограничивающего свои исследования «чистой» экономикой. Теоретической базой для этого нового интернационального направления экономической науки послужила историческая школа в Германии, наиболее крупными представителями которой были В. Зомбарт, А. Шпитхоф и М. Вебер. Главная их идея, взятая на вооружение институционально-социологическим направлением, это постоянное изменение экономики, единого рыночного пространства, единого государства, переход от одной экономической модели к другой.

Причем считалось, что развитие идет по восходящей линии к высшей морально-этической цели.

В институционально-социологическом направлении исключительное место занимает проблема преобразования, трансформации современного общества. Сторонники институционализма полагают, что научно-технический прогресс (НТП) ведет к преодолению социальных противоречий, к бесконфликтной общественной эволюции общества от индустриального к постиндустриальному, супериндустриальному или «неоиндустриальному» (т. е. информационному) обществу. Абсолютизация роли технико-экономических факторов позволила выдвинуть теорию конвергенции (Дж. Гэлбрейт, Питирим Сорокин — США, Р. Арон — Франция, Я. Тинберген — Нидерланды).

Данное направление теоретической экономики выступает в различных модификациях: социально-психологический институционализм (Т. Веблен), социально-правовой институционализм (Дж. Р. Коммонс), провозгласивших основой экономического развития юридические отношения, конъюнктуроведение (У. К. Митчелл) и сформулировавших методы прогнозирования количественных изменений в экономике.

Неоинституционализм характеризуется отходом от абсолютизации технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным проблемам. Так возникла экономическая теория прав собственности (Р. Коуз, США), теория общественного выбора (Дж. Бьюкенен, США) и другие. На основе этих взглядов меняется и экономическая политика развитых стран, результаты которой позволяют говорить о «социализации капитализма». Главная идея современного институционализма — в утверждении не просто возрастающей роли человека как основного экономического ресурса постиндустриального общества, но и в аргументации вывода об общей переориентации постиндустриальной системы на всестороннее развитие личности, а XXI век здесь провозглашается столетием человека.

Наши лучшие экономисты-глобалисты, которые исследуют процесс экономической эволюции, считают, что эволюция включает развитие как совместное взаимообусловленное превращение, но не в одну (согласно теории конвергенции), а в разные системы, которые будут представлять новую неоиндустриализацию как форму экономического социализма, где наконец человек займет подобающее ему место.

До недавнего времени у нас имело место высокомерное отношение к западной экономической мысли второй половины XIX и всего XX века как к чему-то глубоко ошибочному, вульгарному, служащему лишь объектом для критики и разоблачений. Это привело нашу политическую экономию к острому кризису, к неспособности правильно оценить экономические процессы, происходящие в окружающем нас мире. Оказалось, что западные экономические теории иногда более точно отражают общие экономические законы, которые мы из страха перед конвергенцией так боялись допускать в нашу экономическую науку.

Запрещено копировать без ссылки на сайт

 
Сделать закладку: