Поиск по сайту:



Добавить в социальную сеть:

Работа на дому статьи

Типология рынка

История развития рынка позволяет выделить следующие его типы: неразвитый, свободный, регулируемый и деформированный.

Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный (бартерный) характер. Но уже и здесь рынок играет определенную роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров.

Свободный (классический) рынок характеризуется следующими чертами:

  1. неограниченное число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними;
  2. абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества;
  3. абсолютная мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения капитала;
  4. абсолютная информированность рынка о норме прибыли, спросе, предложении и т.д. ); осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов — продать подороже, купить подешевле) невозможно без информации;
  5. абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т.д. );
  6. ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;
  7. цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции;
  8. отсутствие монополизма (один производитель), монопсонии (один покупатель) и невмешательство государства в функционирование рынка.

Преимущества свободного рынка в том, что он функционирует на основе саморегулирующегося механизма, поворачивается к человеку, через цены на основе спроса создает ориентиры для капиталовложений в производство, развивает инициативу, творчество, стимулирует высокую эффективность труда. Свободный рынок — это бездефицитный рынок.

Но свободный рынок имеет и серьезные недостатки.

1) Рынок приводит к дифференциации в уровне жизни населения, является жестким и безразличным к бедным людям, не обеспечивает социальной защиты населения. Социальные последствия рынка: безработица, разорение, бедность отдельных групп населения. С общечеловеческих позиций рыночное распределение несправедливо, так как не обеспечивает минимального уровня жизни всем. Следовательно, нужно перераспределение.

Распределение на рынке осуществляется на основе полученных доходов. С позиций рыночных отношений любой доход, полученный на основе свободной конкуренции, справедлив. А тот, кто не в состоянии получить этот доход (по состоянию здоровья, старости и т.д. ), обречен на нищенское существование. Рынок не может создать условия реализации права на труд для всех членов общества. Трудоустраиваются только те, на рабочую силу которых имеется спрос.

2) Механизм свободной конкуренции не обеспечивает экономику нужным количеством денежной массы для развития производства. Имеет место нехватка денег.

3) Принципы свободной конкуренции не обеспечивают соблюдение правил и норм поведения в обществе, что приводит к нежелательным эффектам (таким, как загрязнение окружающей среды, загрязнение продуктов питания вредными веществами, развитие наркомании, алкоголизма и т.д. ).

4) Рынок не в состоянии обеспечить общество услугами, в которых нуждается любой человек и от которого никто не получает прибыли (оборона, государственное управление и др.).

5) Рынок реализует научно-технические достижения уже имеющиеся, но не выделяет средства для фундаментальных исследований в науке и технике, а они крайне необходимы для развития общества в отдаленной перспективе.

Свободный рынок — это абстракция. В настоящее время, да и в прошлом (в различных объемах) имеет и имело место регулирование рынка, ибо условиям свободного рынка не отвечает никакая государственность.

Сегодня многие считают, что переход к рыночной экономике означает формирование свободного рынка, ибо только свободный рынок обеспечит полное раскрепощение инициативы и деловой активности людей, улучшение их жизни.

Но в действительности полной свободы нет и быть не может. Еще Н.И.Бухарин отмечал, что хозяйствующий субъект в своих мотивах и действиях зависит от общественной среды, а Г.В.Плеханов подчеркивал, что свобода хозяйственной деятельности не существует сама по себе, а является следствием познания экономических законов и заключается в умении подчиняться им и наивыгоднейшим образом комбинировать свою деятельность в соответствии с объективными взаимосвязями. Дж.Гэлбрейт утверждает, что сегодня не может быть свободного рынка времен А.Смита и кто призывает к этому — это человек с психическим заболеванием клинического характера.

Итак, не может быть полной экономической свободы, но должна быть достаточная экономическая свобода, которая способствует быстрому развитию экономики и которая обеспечивается развитием нормального, цивилизованного, регулируемого рынка.

Цивилизованный (регулируемый) рынок — это результат цивилизации и гуманизации общества, когда государство стремится как-то смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но не настолько, чтобы свести на нет мотивацию к творческому, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности.

Следовательно, рынок должен быть регулируемым с тем, чтобы снять или как-то ограничить его отрицательные последствия.

Еще Н.Д.Кондратьев отмечал, что регулирование в рамках капиталистической системы ограничено государственной собственностью и осуществляется косвенно.

Сегодня же некоторые авторы утверждают о недопустимости термина «регулируемый рынок» (называют это «горячим льдом», т.е. абсурдом) на том основании, что рынок есть саморегулирующаяся система.

Дело в том, что рынок может регулироваться:

  • с помощью своего собственного рыночного механизма (конкуренции, прибыли, цен, спроса и предложения);
  • а также государством прямо и косвенно через госзаказы, налоги и т.д.

Для нас же сегодня крайне важно, как отмечал В.Леонтьев, найти оптимальное сочетание рыночного и государственного регулирования. Пока нет ни одного государства, которое идеально отвечало бы этим требованиям.

Государство в определенной степени обеспечивает условия функционирования рынка, и чрезмерное вмешательство государства в рыночные отношения приводит к их деформации. Наиболее ярким примером деформации рынка может служить рынок в директивно-нормативной экономике, где условия функционирования рынка были таковы, что его положительная роль в развитии экономики была сведена на нет. Отсюда заявления об отсутствии рынка, что не совсем правильно отражало реальность, либо акты купли-продажи существовали. Личное подсобное хозяйство в разные годы носило разную степень товарности, но без него крестьянин не мог бы существовать. Таким образом, рынок в административной экономике был серьезно деформирован.

Основные черты деформации рынка в условиях административно-командной системы:

  1. отсутствие многочисленных рыночных субъектов, организующих свою хозяйственную деятельность на основе разных форм собственности;
  2. чрезмерная централизация в распределении товарных ресурсов и их движении; отсутствие самостоятельности в коммерческой деятельности;
  3. монополизм производителя (большинство предприятий были единственными изготовителями той или иной продукции) и торговца;
  4. несбалансированность спроса и предложения, которая с каждым годом возрастает;
  5. чрезмерный рост цен, безудержная инфляция — нарушение денежного обращения, бюджетный дефицит, эмиссия денег и т.д. ;
  6. расцвет теневой экономики, «серого» и «черного» рынков;
  7. развал общенационального рынка, попытка усиления региональных рынков, разгул центробежных сил;
  8. замена товарно-денежных отношений товарным (бартерным) обменом;
  9. деформация экономических интересов всех субъектов рыночных отношений (например, у торговцев: не продать, а припрятать товар), отсутствие мотивации к эффективному труду, риску в хозяйственной деятельности;
  10. отсутствие у потребителя права выбора товара.

Чтобы устранить деформацию рынка, ликвидировать болезни рыночной экономики (безработицу, инфляцию, нестабильность), необходимо создать нормальные условия для функционирования рынка и последующего его развития.

Такими условиями являются:

  1. наличие в экономике разнообразных форм собственности (полиморфизм собственности) и многообразных форм хозяйствования, а также свободной конкуренции между ними, абсолютный доступ всех хозяйственников к конкуренции и свобода выхода из нее;
  2. достаточное количество производителей (не менее 15 — 20 изготовителей однотипной продукции);
  3. свобода выбора партнеров по хозяйственным связям; их равновесие, самостоятельность, независимость и ответственность; возможность самостоятельно заключать контракты и договоры, размещать и принимать заказы; производство на так называемый (условно) неизвестный рынок; возможность свободно распоряжаться частью своих доходов; отсутствие жесткого административного товарного распределения (по карточкам, талонам, фондирование и др.), т.е. свободная купля-продажа;
  4. право рыночных субъектов самим устанавливать цены (это не жесткое условие, либо классический рынок как бы задает извне «невидимой рукой» цену покупателям и продавцам); наличие союзов производителей и потребителей как своеобразная реакция на цены, но не устраняющая рынок;
  5. свободное маневрирование ресурсами; их наличие, обеспечивающее мобильность в использовании факторов (материальных, трудовых, финансовых) производства для его развития; возможность изменить условия производства, его технологию; свободное перемещение любых капиталов в любую сферу приложения; недогрузка как обязательное условие для функционирования здоровой рыночной экономики;
  6. полнота и доступ всех хозяйственников к информации о состоянии рынка;
  7. наличие рыночной инфраструктуры, т.е. комплекса отраслей, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок.
Запрещено копировать без ссылки на сайт

 
Сделать закладку: