Поиск по сайту:



Добавить в социальную сеть:

Работа на дому статьи

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

Экономическим инструментом распределения и перераспределения ВВП являются государственные финансы. В экономической теории финансы рассматриваются как система экономических отношений между государством и частным сектором и другими государствами. Сущность и роль государственных финансов в жизни общества проявляются в их функциях:

  • мобилизационной — поступление средств для государственных нужд;
  • распределительной — перемещение доходов от производителей в иные сферы хозяйства;
  • контрольной — контроль за использованием государственных средств и уплатой налогов.

Основным звеном финансовой системы является государственный бюджет, через который проходит основная часть государственных доходов и расходов.

Государственный бюджет представляет собой годовой план государственных расходов и источников их покрытия; состоит из центрального и местных бюджетов. Свод бюджетов всех уровней на территории государства называют консолидированным бюджетом. Он позволяет получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом и служит для аналитических и статистических целей. Сбалансированный государственный бюджет предполагает равенство доходов и расходов.

Расширенный бюджет включает в себя государственный бюджет и внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды — денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в государственный бюджет. Внебюджетные фонды создаются за счет специальных (целевых) налогов, займов, субсидий из бюджета. К ним относятся фонды государственного социального страхования, различные целевые фонды и государственные учреждения.

Доходная часть государственного бюджета формируется за счет налоговых платежей и доходов, получаемых государством от различной деятельности.

Расходная часть государственного бюджета представляет ассигнования на социальные нужды, поддержание обороноспособности страны, развитие инфраструктуры и предприятий государственного сектора, а также на содержание управленческих органов и платежи по государственному долгу. Структура расходной части бюджета зависит от ориентации государственной политики.

Структура бюджетных расходов и доходов и удельный вес отдельных статей в государственном бюджете стран с рыночной экономикой представлены в табл. 9.1.

Действенность бюджетной политики зависит от относительных размеров государственных расходов (их доли в ВВП), структуры и эффективности использования этих расходов.

Полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств, т.е. превышение доходов над расходами государственного бюджета, — это профицит бюджета. Образовавшийся остаток правительство может использовать при непредвиденных обстоятельствах, для досрочных выплат или перевести его в доход бюджета следующего года.

Структура государственного бюджета

РасходыУдельный вес, %ДоходыУдельный вес, %
Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия40-50Налоги75-85
Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, расходы на осуществление государственных программ10-20Неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственной торговли5-8
Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики10-20Взносы в государственные внебюджетные фонды10-12
Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и пр.5-10  
Платежи по государственному долгу7-8  

Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита. Дефицит бюджета может быть разделен на структурный и циклический. Структурный дефицит представляет собой разность между доходами при естественном уровне безработицы и текущими государственными расходами и отражает степень воздействия государства на экономику. Разность между реально наблюдаемым и структурным дефицитом называют циклическим, который вызван спадом экономической конъюнктуры и является следствием действия политики встроенных стабилизаторов.

Политика в отношении государственного бюджета закрепляется законодательно, т.е. определяется законом: может ли правительство проводить политику дефицитного, профицитного или сбалансированного бюджета. И, несмотря на привлекательность политики сбалансированного бюджета, она дает меньше возможностей оказывать на экономику стимулирующее действие путем увеличения государственных расходов.

Приведем динамику дефицитов и профицитов государственного бюджета России (табл. 9.2).

Исполнение доходов и расходов федерального бюджета1

Таблица 9.2

Таблица 9-2

Бюджетный дефицит может покрываться путем дополнительной эмиссии денег или государственными займами — внутренними и внешними. Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг и получения кредитов банков.

Задолженность правительственных органов превращается в государственный долг. Государственный долг растет в разных странах разными темпами. Превышение государственного долга над ВВП более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики.

По данным Правительства РФ1, объем внешнего государственного долга Российской Федерации растет: в 2011 г. государственный долг составил 39,95 млрд долл. (23,5% ВВП), в 2012 г. — 35,8 млрд долл. (16,1%), в 2013 г. — 50,77 млрд долл. (14,0%), в 2014 г. — 55,79 млрд долл. Основная доля государственного долга приходится на еврооблигационные займы — более 70%. Помимо роста внешнего долга, наблюдается рост внутреннего долга РФ с 2457,4 млрд руб. в 2011 г. до 4427,1 млрд руб. в 2014 г. Внутренний долг России представлен в государственных ценных бумагах.

Можно выделить несколько путей покрытия внешнего долга страны:

  • выплата долгов за счет золотовалютных резервов;
  • консолидация внешнего долга (означает превращение краткосрочной и среднесрочной задолженности в долгосрочную, т.е. перенос предстоящих в скором времени платежей на отдаленное будущее);
  • сокращение размеров внешнего долга путем превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции (например, участие в капитале);
  • кредитование страны международными финансовыми институтами.
  • [1] Статистический сборник «Финансы России». Федеральная служба государственной статистики. 2002—2014 гг. URL: http://www.gks.ru.
  • [2] Фактическое исполнение федерального бюджета на 1.12.14 г. // Бюджетнаясистема РФ: Министерство финансов Российской Федерации. Официальный сайт. Информационно-аналитический раздел. [Электронный ресурс]. URL: http://info.minfm.ru.
  • [3] Федеральный закон от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджетена 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
Запрещено копировать без ссылки на сайт

 
Сделать закладку: