Государственно-частное партнерство на примере аренды контейнерного терминала
В экономике большинства развитых, а в последние время и развивающихся государств появилась новая форма взаимоотношений между государством и частным бизнесом. Речь идет о сотрудничестве государственного и частного сектора, которое обозначается термином «Государственно-частное партнерство».
Такое сотрудничество содержит в себе преимущества, как для власти, так и для частных инвесторов.
Преимущества для госсектора:
- привлечение капитала бизнес-структур для постройки общественных объектов;
- переход части рисков на инвесторов;
- оплата услуг, предоставляемых частому сектору;
- использование интеллектуала частных инвесторов.
Преимущества для частного сектора:
- содействие государства в осуществлении частной деятельности;
- разделение рисков совместно с государством;
- предоставление гарантий с государственной стороны.
На данный момент, существует множество разновидностей государственно-частного партнерства:
Договор аренды. Арендные отношения между структурами состоят в том, что на условиях, определенных оговором, осуществляется передача частному бизнесу активов (земли и/или имущества) во временное пользование и за соответствующую плату.
- К примеру, аренда контейнерного терминала может осуществляться в 4 формах:
- часть акватории и причальная стенка вместе с неосвоенной частью суши позади причальной стенки;
- часть акватории и причальная стенка вместе с освоенной частью суши позади причальной стенки;
- часть акватории и причальная стенка вместе с освоенной частью суши позади причальной стенки и погрузочно-разгрузочным оборудованием из судна на берег;
- полностью оборудованный терминал, включая часть акватории и причальная стенка вместе с освоенной частью суши позади причальной стенки и погрузочно-разгрузочным оборудованием из судна на берег, оборудованием терминала, офисами и средствами технического обслуживания.
В данных примерах уровень инвестиций частного капитала наиболее высок в первом варианте, и наименьший в 4 варианте.
Особенностью варианта 4 является то, что он не слишком привлекателен для инвесторов по причине высокой арендной платы, однако он может стать монополистом, в случае, например, когда имеется только один контейнерный терминал, как во многих развивающихся странах.
1 и 3 варианты чаще всего используются в развитых странах. Так как в данных вариантах арендуется в основном часть акватории и суши, а не полностью готового комплекса, то право на владение построенных объектов или установленного оборудования на арендованной территории защищают лицензии. Таким образом, эти объекты остаются в собственности арендатора. Лицензии на аренду земли выдаются с обязанностью инвестировать в постройки или в оборудование, а так же в общественно значимые объекты.
Очень похож на договор аренды договор концессии. Концессия – это специфический вид взаимоотношений между государственным сектором и частным бизнесом, получающая все большее распространение. Главная ее особенность заключается в том, что государство, оставаясь полноправным владельцем имущества, составляющего предмет соглашения, наделяет частного партнера обязанностью выполнять в течение оговоренного срока функции и наделяет его соответствующими правами, необходимыми для обеспечения функционирования объекта договоренности. За пользование государственной собственностью частный инвестор вносит плату.
- Преимущества концессии, как способа инвестирования в портовую отрасль следующие:
- прозрачность привлечения средств;
- эффективность руководства;
- целевое развитие объектов инфраструктуры порта;
- гарантии выполнения обязательств всеми участниками договоров.
Автор: Cool_Writer
https://wmr1000.ru/
Сделать закладку: