Схема взаимоотношения государства и частных инвесторов в работе мировых портов


Поиск по сайту:



Добавить в социальную сеть:

Государственно-частное партнерство на примере аренды контейнерного терминала

В экономике большинства развитых, а в последние время и развивающихся государств появилась новая форма взаимоотношений между государством и частным бизнесом. Речь идет о сотрудничестве государственного и частного сектора, которое обозначается термином «Государственно-частное партнерство».

Такое сотрудничество содержит в себе преимущества, как для власти, так и для частных инвесторов.

Преимущества для госсектора:

  1. привлечение капитала бизнес-структур для постройки общественных объектов;
  2. переход части рисков на инвесторов;
  3. оплата услуг, предоставляемых частому сектору;
  4. использование интеллектуала частных инвесторов.

Преимущества для частного сектора:

  1. содействие государства в осуществлении частной деятельности;
  2. разделение рисков совместно с государством;
  3. предоставление гарантий с государственной стороны.

На данный момент, существует множество разновидностей государственно-частного партнерства:
Договор аренды. Арендные отношения между структурами состоят в том, что на условиях, определенных оговором, осуществляется передача частному бизнесу активов (земли и/или имущества) во временное пользование и за соответствующую плату.

    К примеру, аренда контейнерного терминала может осуществляться в 4 формах:
  • часть акватории и причальная стенка вместе с неосвоенной частью суши позади причальной стенки;
  • часть акватории и причальная стенка вместе с освоенной частью суши позади причальной стенки;
  • часть акватории и причальная стенка вместе с освоенной частью суши позади причальной стенки и погрузочно-разгрузочным оборудованием из судна на берег;
  • полностью оборудованный терминал, включая часть акватории и причальная стенка вместе с освоенной частью суши позади причальной стенки и погрузочно-разгрузочным оборудованием из судна на берег, оборудованием терминала, офисами и средствами технического обслуживания.

В данных примерах уровень инвестиций частного капитала наиболее высок в первом варианте, и наименьший в 4 варианте.
Особенностью варианта 4 является то, что он не слишком привлекателен для инвесторов по причине высокой арендной платы, однако он может стать монополистом, в случае, например, когда имеется только один контейнерный терминал, как во многих развивающихся странах.

1 и 3 варианты чаще всего используются в развитых странах. Так как в данных вариантах арендуется в основном часть акватории и суши, а не полностью готового комплекса, то право на владение построенных объектов или установленного оборудования на арендованной территории защищают лицензии. Таким образом, эти объекты остаются в собственности арендатора. Лицензии на аренду земли выдаются с обязанностью инвестировать в постройки или в оборудование, а так же в общественно значимые объекты.

Очень похож на договор аренды договор концессии. Концессия – это специфический вид взаимоотношений между государственным сектором и частным бизнесом, получающая все большее распространение. Главная ее особенность заключается в том, что государство, оставаясь полноправным владельцем имущества, составляющего предмет соглашения, наделяет частного партнера обязанностью выполнять в течение оговоренного срока функции и наделяет его соответствующими правами, необходимыми для обеспечения функционирования объекта договоренности. За пользование государственной собственностью частный инвестор вносит плату.

    Преимущества концессии, как способа инвестирования в портовую отрасль следующие:
  • прозрачность привлечения средств;
  • эффективность руководства;
  • целевое развитие объектов инфраструктуры порта;
  • гарантии выполнения обязательств всеми участниками договоров.
Однако при механизме сотрудничества на условиях концессионного договора собственность портов полностью остается за государством.


 
Автор: Cool_Writer
https://wmr1000.ru/
Запрещено копировать без ссылки на сайт

 
Сделать закладку: