МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
Монополистическая конкуренция возникает там, где на рынке конкурирует много продавцов с целью продажи дифференцированного продукта. Характерные черты монополистической конкуренции:
- товар каждой фирмы является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами;
- на рынке существует большое количество фирм, каждая из которых удовлетворяет небольшую, но не очень малую долю рыночного спроса на общий тип товара;
- имеет место дифференциация продукта, что выражается в различном качестве товара, сервисе и обслуживании, наличии скидок и дисконтных карт, привлекательной упаковки, более удобном расположении и времени работы магазина;
- продавцы на рынке не считаются с реакцией своих конкурентов и не могут влиять на ценообразование конкурентов;
- важную роль играют неценовые факторы: реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и др.;
- на рынке есть условия для свободного входа и выхода, нет высоких барьеров для вступления в отрасль.
Если в условиях совершенной конкуренции кривая спроса параллельна оси абсцисс, то при монополистической конкуренции она приобретает небольшой отрицательный наклон. Это означает, что кривая спроса менее эластична, чем при совершенной конкуренции, но более эластична, чем при чистой монополии. Степень эластичности в условиях монополистической конкуренции зависит от числа конкурентов и степени дифференциации продукта. Дифференциация продукта отражается в дифференциации цены. Потребитель, привыкший к потреблению того или иного товара или услуги, не сразу откажется от его покупки даже при небольшом росте цены.
В условиях монополистической конкуренции объем производства фирмы меньше, чем при совершенной конкуренции, а средние совокупные издержки и цена выше. Следовательно, монополистическая конкуренция менее эффективна, чем совершенная. Однако, чем сильнее дифференциация экономических благ, тем в большей мере фирмы способны удовлетворить интересы и вкусы потребителей.
Сделать закладку: