Поиск по сайту:



Добавить в социальную сеть:

Работа на дому статьи

ИЗМЕРЕНИЕ СИЛЫ РЫНОЧНЫХ ФАКТОРОВ

Существует несколько показателей, с помощью которых можно измерить силу рыночных факторов (монопольной власти).

Коэффициент четырех фирм. Все фирмы, действующие в отрасли, упорядочиваются по объему производства. Для анализа используются первые четыре фирмы. Анализ проводится по объему продаж к:

где ^Sj— суммированный объем производства четырех первых

п фирм; ^Sj— объем производства всех фирм в отрасли (равен

100 %); ‘п — количество фирм в отрасли.

Если к4> 60 %, то рыночные факторы в данной отрасли слабы. Индекс Лернера (индекс монопольной власти). Индекс Лернера определяют по формуле

где р — цена; МС — предельные издержки.

В условиях совершенной конкуренции МС =р и, следовательно, L = 0. Если индекс представляет собой положительную величину

(L > 0), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть. На практике предельные издержки заменяют средними. В этом случае исходная формула может быть записана иначе:

где АС — средние издержки.

Индекс Херфиндаля. Для характеристики монопольной власти используется и показатель, определяющий степень концентрации рынка. При его расчете используются данные об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии.

где JjS}- сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли;

п — количество фирм в отрасли.

Если в отрасли функционирует лишь одна фирма, то S, = 100%, а Я =10 000.

Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то S, = 1%, а Н = (100/«) п = 100. В США высокомонополизированной считается отрасль, в которой индекс Херфиндаля превышает 1800.

Все показатели относительны, поэтому необходимо рассматривать несколько отраслей или отрасль в динамике.

ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ

Противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия (от греч. monos — один, poleo — продаю). Фирму можно назвать чистым монополистом, если она является единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей-субститутов, если она ограждена от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль.

Характерные черты чистой монополии:

• отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают;

  • выпускаемый продукт в известной степени уникален — не имеет близких заменителей;
  • существуют барьеры для вступления в отрасль — это ограничитель, который предотвращает появление дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Среди барьеров можно указать: преимущество низких издержек крупного производства, патентные и авторские права, собственность на предложение какого-либо производственного ресурса, исключительное право на какой-либо ресурс (например, на естественные факторы производства).

Доступ других фирм на монополизированный рынок затруднен или невозможен. Монополист не только определяет объем производства, но и назначает цену. Кривая спроса на продукцию монополиста есть одновременно кривая отраслевого спроса, которая имеет нисходящий вид (рис. 6.1), т.е. чистая монополия может увеличить свои продажи снижая цену.

Максимизация прибыли в монополии

Рис. 6.1. Максимизация прибыли в монополии

Если в условиях совершенной конкуренции р = MR, то на монополизированном рынке р > MR. На участке кривой, на котором спрос эластичен, снижение цены ведет к росту совокупного дохода, а на участке неэластичного спроса — снижение цены ведет к падению совокупного дохода. Монополист не может повысить цену без понижения объема производства, поэтому рациональный монополист старается избегать неэластичного участка кривой спроса, т.е. не снижать цены и объема продаж.

На конкурентном рынке равновесие может быть достигнуто в точке Е, гдерс = МС (рис. 6.2). В условиях монополии устанавливается монопольная цена рт и количество продукции Qm. Поскольку монопольная цена превышает предельные издержки т > МС), то излишек потребителей и производителей меняется, и, по мнению большинства экономистов, проявляется неэффективность в распределении ресурсов.

Определение объема производства и цены в условиях монополии

Рис. 6.2. Определение объема производства и цены в условиях монополии

Наряду с монополией со стороны производителей встречается монополия со стороны покупателя — монопсония. Покупатель-мо- нопсонист имеет возможность покупать товары по наиболее низкой цене (см. гл. 5).

Монополист может увеличить свои прибыли, применяя политику ценовой дискриминации — установления разных цен на одинаковые товары для различных групп потребителей.

Во всех этих случаях часть потребительского излишка перераспределяется в пользу монополиста. При этом ценовая дискриминация дает возможность увеличить объем производства, сделать товары доступными для разных слоев населения.

Запрещено копировать без ссылки на сайт

 
Сделать закладку: