Swot – анализ.
Введение
Подобно тому, как плотник не может работать без топора и пилы, так и менеджер нуждается в соответствующих инструментах. Одним из таких инструментов является SWOT – анализ.
SWOT-анализ, это один из самых распространенных видов анализа, и один из самых эффективных. Не в последнюю очередь его эффективность достигается за счет простоты его концепции, что обеспечивает легкое понимание его принципов менеджером и такое же простое применение на практике.
Данный вид анализа позволяет выявлять и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет того, что менеджеры сравнивают внутренние силы и слабости своей фирмы с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из такого соответствия, делается вывод о том, в каком направлении организация должна развиваться в дальнейшем, и в конечном итоге принимается решение о распределении ресурсов по различным сегментам.
Правила SWOT – анализа
В простейшем виде SWOT – анализ сводится к следующему: перечисляются сильные и слабые стороны организации, а также возможности и угрозы.
Сильные и слабые стороны организации являются внутренними факторами, а возможности и угрозы – внешними.
Как уже было сказано выше, именно благодаря своей простоте SWOT – анализ легко применим для менеджеров, но в тоже время столь же подвержен неправильному применению. Для его проведения не нужны ни обширные базы данных, ни формализованная подготовка. Любой, знакомый с компанией и имеющий представление о рынке, может составить простой SWOT. С другой стороны, присущая анализу простота может привести к поспешным и порой бессмысленным выводам. Также зачастую, пользователи иногда забывают об объективности и полагаются на устаревшие данные, потерявшие актуальность, или информацию, полученную из ненадежных источников.
Что нужно иметь в виду, проводя SWOT - анализ
Правило 1. Не пытайтесь объять необъятное.
Не нужно пытаться провести общий анализ, охватывающий весь бизнес, как правило, ни к чему хорошему это не приводит. Сконцентрируйтесь на более узкой сфере, и вы получите более конкретные результаты.
Правило 2. Четко для себя уразумейте различия между элементами SWOT: силами, слабостями, возможностями и угрозами. Сильные и слабые стороны - это внутренние аспекты компании, следовательно, ей подконтрольные. Возможности и угрозы связаны с рыночной средой и неподвластны влиянию фирмы.
Правило 3. Сильные и слабые стороны могут считаться таковыми лишь тогда, если их таковыми воспринимают потребители. Нужно включать в анализ только наиболее важные и значимые преимущества и слабости.
Правило 4. Будьте объективны. Конечно, не всегда удается проводить анализ по результатам глубоких маркетинговых исследований, но, с другой стороны, нельзя поручать его одному человеку, каким бы прекрасным специалистом он не был. Основывайтесь только на доказуемых и подкрепленных документами, исследованиями, заключениями данных, на том, что действительно есть.
Правило 5. Избегайте неясных и туманных формулировок. Слишком часто SWOT-анализ ослабляется из-за того, что в него включают подобные формулировки, которые, как правило, ничего не значат для большинства потребителей. Чем точнее формулировки, тем эффективнее будет анализ. Будьте более конкретны.
Элементы внутренней среды: сильные и слабые стороны
Под сильными и слабыми сторонами могут пониматься самые разнообразные элементы деятельности предприятия. Конечно, нельзя составить список всех возможных элементов внутренней среды, каждый SWOT уникален и может включать в себя в зависимости от обстоятельств разные элементы. При этом также не следует забывать о том, что каждый элемент в зависимости от восприятия покупателей может оказаться как силой, так и слабостью. Но тем не менее попробуем перечислить наиболее важные и очевидные элементы внутренней среды:
- Маркетинговая политика.
- Продукт.
- Ценообразование.
- Продвижение (PR, реклама, стимулирование сбыта, личная продажа).
- Маркетинговая информация.
- Сбыт.
- Торговые марки.
- Позиционирование фирмы/товара.
- Инжиниринг и разработка новых товаров.
- Оперативная деятельность.
- Производство.
- Обработка заказов/сделки.
- Штат.
- НИОКР.
- Послепродажное обслуживание/сервис.
- Финансовые и материальные ресурсы.
- Система менеджмента.
Элементы внешней среды: возможности и угрозы
Возможности и угрозы, по определению, являясь элементами внешней среды, находятся вне зоны контроля организации. Это элементы, относящиеся к рыночной среде.
- Основные элементы, которые нужно рассмотреть при проведении анализа, включают в себя:
- Политические силы, законодательство.
- Культура, социальные тенденции, традиции.
- Уровень развития науки и техники, технические новинки.
- Экономическая ситуация, уровень экономического роста.
- Конкурентная ситуация.
- Потребности потребителей, их покупательская способность.
- Географические, климатические особенности.
- И прочие, прочие факторы.
Регистрация данных для SWOT-анализа
Итак, что же конкретно нужно сделать для проведения SWOT – анализа? Для каждого из рассматриваемых рынков/сегментов нужно перечислить наиболее важные элементы по четырем категориям: силы, слабости, возможности и угрозы. В каждой из категорий элементы должны быть упорядочены по своей значимости: сначала идет самая сильная угроза, потом послабее и так далее. SWOT должен быть как можно более концентрированным: например, если нужно, то для каждого нового рынка или группы потребителей стройте отдельную таблицу. Нет никакого смысла перечислять все возможное и невозможное: ограничьтесь лишь теми элементами, что имеют наибольшее влияние на вашу фирму. Будьте как можно более объективны. Помните, что анализ должен быть ориентирован на внешнего покупателя, а не вовнутрь компании.
На практике SWOT-анализ зачастую составляется для каждого ведущего конкурента, для отдельных рынков. Это раскрывает относительные силы и слабости фирмы, ее способности в борьбе с угрозами и применении своих возможностей.
Сильные и слабые стороны должны рассматриваться по отношению к конкурентам.
Сильные и слабые стороны - это внутренние аспекты.
Возможности и угрозы - это внешние аспекты рыночной среды.
Составляется SWOT – анализ в виде простейшей матрицы: таблицы две на две ячейки (в одной строке - сильные стороны, слабые стороны, в другой строке – возможности и угрозы).
Итоги:
Итак, можно отметить, что SWOT-анализ обычно проводится для каждого отдельного рассматриваемого рынка, сегмента, товара. Данный подход достаточно прост, и вместе с тем он позволяет фирме изучить имеющиеся на рынке возможности и оценить свои способности по их использованию. Также при этом выявляются угрозы, способные подорвать позиции организации. Сильные и слабые стороны рассматриваются с позиции потребителей, что подводит реальную базу под решения о распределении ресурсов и помогает фирме извлечь максимум пользы из имеющихся у нее возможностей. Таким образом, SWOT – анализ, это простой и эффективный инструмент любого менеджера или маркетолога.
Автор: Rudko
по заказу https://wmr1000.ru/
Сделать закладку: