Экономия на налогах. Схемы поставок.


Поиск по сайту:



Как сэкономить на налогообложении с помощью разных схем поставок.

Чтобы проанализировать налоговую нагрузку организации, эффективность различных способов налоговой экономии при реализации товара через посредников и сопутствующие риски, примем за отправную точку один из самых простых вариантов. Компания сама закупает товар у зарубежного поставщика, продает его на территории России, сама же занимается таможенным оформлением, хранит товар, распространяет его через собственную сбытовую сеть и не использует никаких схем налоговой оптимизации. Приведем пример расчета налоговой нагрузки при такой схеме.

Предположим, покупная стоимость партии товара компании «Гамма» составляет 200 ООО руб. Налог на добавленную стоимость, уплаченный на таможне, - 36 ООО рублей. Конечному потребителю товар реализован за 320 ООО рублей (без НДС). Наценка составила 60 процентов, уплачен НДС - 57 600 руб. (320 000 руб. X 18%). Для простоты опустим иные расходы торговой компании. Налоговые платежи по сделке составят 81 600 тыс. рублей, а именно:
НДС на таможне - 36 000 рублей;
НДС с реализации партии товара - 21 600 руб. (57 600 - 36 000);
налог на прибыль - 24 ООО руб. ((320 ООО руб. - 200 ООО руб.) X 20%).
Налоговая нагрузка по сделке (отношение суммы налоговых платежей к конечной стоимости реализации) составляет 21,6% (81 600 руб.: (320 000 руб. + 57 600 руб.)).
В такой ситуации риск налоговых претензий минимален, хотя и не исключен полностью, а налоговая нагрузка максимальна. Недостаток же сделок такого рода - негибкая ценовая политика. К примеру, если потребуется продать товар со скидкой более 20 процентов, то претензии налоговых органов обеспечены (ст. 40 НК РФ).

Посредники для управления ценами

Чтобы получить возможность маневрировать ценами, компания может работать через цепочку посредников - поставщиков. Нужная цена достигается либо за счет торговых наценок между участниками цепочки, либо, если требуется реализовать товар со скидкой, минуя кого - либо из перепродавцов.
В отличие от налоговых инспекторов, суды не видят ничего предосудительного в цепочке посредников. Они готовы встать на сторону компании, но при условии, что предприятие сможет доказать деловую цель (определение ВАС РФ от 16.10.08 № 13702/08). Например, товары можно пропускать через разных посредников, обосновывая это сокращением издержек по доставке, хранению, погрузке - разгрузке. Обосновывая свою позицию налоговым органам, можно опираться и на аргументы, уже опробованные в судах. В частности, о том, что схема по перевозке товара напрямую от поставщика к конечному покупателю, без заезда на склад перепродавца, является общераспространенной - ведь издержки будут ниже (определение ВАС РФ от 16.10.08 № 13702/08, постановление ФАС Центрального округа от 29.08.08 № А62 - 5300/2007). Однако для компании безопаснее сделать хотя бы одно перемещение товара внутри цепочки.

Мнение эксперта

Дина Каримова, консультант Первого Дома Консалтинга «Что делать Консалт» На мой взгляд, риск пострадать от применения статьи 40 НК РФ преувеличен. Налоговые органы еще не отработали надежной доказательной базы. Сама статья 40 НК РФ дает налогоплательщику множество способов обоснования снижения цены в случае необходимости. А вот расходы, действительно, увеличиваются. Растет нагрузка на бухгалтерию, растет вероятность ошибок при оформлении большого количества документов, растут риски несанкционированного использования печатей и пр.

Получится ли при такой организации поставок, помимо увеличения ценовой гибкости, снизить налоги? Увы, если все участники цепочки исправно платят налоги, их общая сумма будет равна той, что вносится при обычной схеме. Подтвердим это на цифрах.
Вернемся к компании «Гамма» из первого примера, изменив некоторые условия. Конечному потребителю товар уходит за те же 320 000 рублей (без учета НДС). Покупатель товара (импортер)компания 1, внутри цепочки посредников товар перемещается по документам со следующей наценкой: компания 1 - 15 процентов, компания 2 - 20 процентов, компания 3 - 10 процентов. Все компании применяют общую систему налогообложения и не пользуются налоговыми льготами.

Как видим, она осталась на прежнем уровне. В бюджет предстоит заплатить все те же 81 600 рублей (21,6% к конечной стоимости реализации с учетом НДС). К тому же создавать цепочку перепродавцов без снижения налоговой нагрузки вряд ли экономически оправданно: с увеличением количества звеньев не только разрастается документооборот, но и растут расходы на обслуживание подразделений. Мнение практика
Алексей Елаев, заместитель руководителя юридической дирекции Федеральной сети «Вестер», член Ассоциации юристов России Работа через посредников - скорее логистическая схема, а не налоговая. Она себя оправдывает, пока каждое звено цепи исправно платит налоги. А вот если кто - ни будь из участников вдруг окажется недобросовестным налогоплательщиком, ситуация с большой долей вероятности подпадет под доктрину «должной осмотрительности», описанную в пункте 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53. И вполне реально получить до начисление НДС, а также незачет расходов по налогу на прибыль. Дополнительно появляется риск претензий со стороны антимонопольных органов. Для них группа компаний («группа лиц» в терминах статьи 9 закона о защите конкуренции) считается одним лицом, а потому реализация одинакового товара по разным ценам разным контрагентам может вызвать вопросы.

Налоговая экономия с помощью «склада»

Для снижения налоговой нагрузки в цепочку посредников можно ввести компанию, которая будет оказывать услуги по складированию и хранению товара. Чтобы не произошло простого перетекания обязательств по уплате налогов из одной компании в другую, «склад» должен применять упрощенную систему налогообложения. В этом случае налоговая нагрузка будет ощутимо меньше.

Страница: 1 сэкономить на налогообложении 2 сэкономить на налогообложении


 
Автор: OLEGator
по заказу http://wmr1000.ru/
Запрещено копировать без ссылки на сайт

 
Сделать закладку: